В православии престольным (храмовым) праздником называют торжество, посвященное событию или личности, в честь которой освящен главный престол храма. Отсюда и название. Много веков православная Русь молилась своим небесным заступникам, а храмовый праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых и отмечался во всех населенных пунктах прихода. В Снопоте – это «Казанская», в Харинове – Ильин день.

В Рогнедино престольный праздник посвящен святым мученикам Флору и Лавру. Нам привычнее называть его Фролов день (хотя правильнее, наверное, – Флоров), а празднуется он 31 августа (18-го по старому стилю). 

Братья Флор и Лавр жили во втором веке в Византии, затем — на Балканах. Всего лишь чуть больше сотни лет прошло с тех пор, как Иисус за грехи человеческие принял мученическую смерть, и вера в него подвергалась гонениям особенно люто. Братьев, бывших искусными каменотесами, и научившихся у своих учителей не только этому ремеслу, но и новой вере, направили на строительство языческого храма, который они построили, но не так как надо — сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. А заодно и обратили в христианство множество людей. Такие дела карались смертью. Их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Живыми…

Через много лет святые мощи мучеников были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. С древних времен праздновали день памяти этих святых и на Русской земле. Кстати, благословение на Куликовскую битву князь Дмитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца именно в такой день - 18 августа. Еще святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота, особенно лошадей. По устному преданию, обращаться с лошадьми святых братьев учил сам Архангел Михаил.

"В 1353 году по древнему тракту из Москвы через Смоленск, через Рогнедино путешествовал в Византию митрополит Московский и всея Руси, святитель, чудотворец Алексий. В Яблони отказали слугам его в лошадях, не заменили уставших. Не прошло это безнаказанно. На великой местности, что от Яблони до Пацыни страшный мор на лошадей напал. И узнали жители в сем перст божий. Собрался тогда народ и всем миром построил придел к храму, что на княжеской местности стоял во имя Флора и Лавра, что слыли покровителями лошадей. В праздник святых со всей округи на службу в церковь стекался люд со всей округи. А после службы все спешили на ярмарку, что разворачивалась на главной площади села..."

В Рогнедине Фролов день отмечали с особым размахом. По свидетельствам старожилов и по фактам краеведческого труда Н.Н. Сиверина "Край Рогнединский", следует, что Фролов день был всегда неотделим от августовской ярмарки, которая шумела в нашем поселке еще более трех столетий назад. Начиналась она всегда после Божественной Литургии, крестного хода и водосвятие и длилась не меньше недели. Очередь из обозов с товаром выстраивалась в несколько километров — от Нового Гатькова до Пацыни…Торговали всем на свете, везли товар из других губерний, продавали свой, покупали рогнединский. Мед, пенька, домашний скот, овощи — все можно было купить. Доход в казну от торговли на престольный праздник составлял миллион рублей серебром. Приезжали торговцы самых разных национальностей. В самом селе развивались кустарные производства: маслобойное, мукомольное, кирпичное, лесопильное, плотницкое, гончарное, льнотрепальное, хлебопечение, ткачество и другие. 

С горки на яркую, веселую и богатую, с народными гуляниями, ярмарку, которая велась на пяти площадках, смотрели два величественных храма 18-го века: Одигитриевский (в честь Иконы Божией Матери Смоленская (Одигитрия) с колокольней, высотой в пятиэтажный дом, и двухъярусный Алексиевский, с главным престолом во имя Святых мучеников Флора и Лавра…

После революции  – почти та же картина, только без богослужений… Но ярмарка была – пусть не с таким размахом, все же собирала народ вплоть до войны и после нее. Приезжали на праздник с детьми, торговали тем, что заготовили зимой и вырастили летом.  Шустрая детвора любила время, когда торговля заканчивалась и убирали столы из досок – можно было найти пять копеек и купить пряников! А по обе стороны дороги на льнозавод располагался конный базар. Приобретать  лощадей  в день их покровителей — хорошая примета.

Еще одна деталь, которую помнит и мое поколение — всегда на ярмарку приезжали китайцы (может быть и не китайцы, а корейцы, кто знает…) Именно они доставляли радость детворе: свистульки, веера, трещетки, блестящие шарики на резинке, петушки на палочке и карусель – вся эта копеечная дребедень была пределом мечтаний. 

Обе церкви храмового комплекса, теперь запущенные, недействующие, но все равно – величественные, по-прежнему смотрели с горки на ярмарку…

Церкви уцелели в страшную войну, но стали жертвами мирного времени: Одигитриевская — с высоченной колокольней — была разрушена  в 50-ые годы и на ее месте построен Дом культуры. Школа, стоящая рядом, пошла трещинами, когда  взрывали  здание. А  храм сопротивлялся … Алексиеевский же долгое время служил и складом стройматериалов, и  кинотеатром, а потом в 1993-ем сгорел…Что осталось от красивейшего здания, где даже система отопления была, как в Зимнем дворце, мы все видим сегодня. Фундамент и стены… 

Семьдесят лет безверия и атеизма не смогли искоренить веру, которая крепла в нашем народе веками… В 1990 году в Рогнедине открылся приход и службы возобновились в уцелевшем подсобном помещении храмового комплекса (бывшая церковная лавка). Что касается Фролова дня, то, по рассказам старожилов, после службы горстка прихожан всегда собиралась: накрывали столы и отмечали престольный праздник — хранили русские традиции.

Долгое время ярмарки, дни поселка хотя и проводились на Фролов день, но с церковью района существовали вроде рядом, однако как бы в разных плоскостях. Настоятель храма во имя Святых мучеников Флора и Лавра, иерей Александр Шалабода (пятый по счету) старается исправить положение, сохранить традиции русского православия. Пора уже  вспомнить, что Фролов день — это престольный праздник – общий наш праздник.  Это день, когда нужно  помолиться святым покровителям и заступникам Флору и Лавру о здоровье своих родных и близких, о благополучие в доме, поселке, стране. Вспомнить, что мы все – одна большая семья.